Бюджетные клиенты Брать или не брать

По ходу работы сталкиваюсь со многими людьми. Все строят бизнес по-разному. Очень многие товарищи, в том числе и в области разработки сайтов, не люяб связываться с так называемыми «бюджетными клиентами». «Бюджетные» — это те, которые имеют маленький бюджет на желаемую услугу. В моём случае на сайт.

Так вот. Многие брезгуют бюджетными клиентами, предпочитая ожидать более крупных заказов — на 100к и выше. И если я вполне могу понять, когда есть постоянный поток таких крупных заказов — как правило у крупных компаний, то не понимаю, почему за такие заказы не берутся те, кто в данный момент свободны — неважно, что за компания.

Почему я не стесняюсь брать бюджетные заказы?

1. Во-первых, вы получаете Хорошее отношение от заказчика и с большой вероятностью Его рекомендации свои друзьям/знакомым или своим клиентам, которые потом всегда всплывают и дают новые заказы.

2. Во-вторых, бюджетный заказ — это возможность Потренировать пока ещё слабых специалистов в своей команде. Или вообще возможность с кем-нибудь Поработать в первый раз. Элементарно гораздо менее херово «влететь» из-за человека с сайтом стоимость в 20к, который делается 2-3 недели, нежели с сайтом на 100к. А тут малорискованный шанс проверить человека в деле.

3. В-третьих, это, как ни крути, Работа в портфель.

4. В-четвертых, если не страдать херней, а сделать нормальный сайт, немножко подкрутить его по паре-тройке запросов (необязательно с ведома клиента), можно показать клиенту насколько эффективно использовать сайт для бизнеса. А затем, спустя некоторое время, Предложить улучшения и/или раскрутку, которые уже выльются в нормальный заказ. Такое происходит нередко. Важно только заметить момент, когда заказчик «созрел».

Стоит понимать, что такие сайты — Не заработок, а скорее фундамент для последующего заработка. Причём фундамент со всех сторон.

И да, это долгие деньги. Но ведь долгие деньги лучше, чем вообще никаких денег.

С другой стороны. Если сайт стоит 20к, то его себестоимость точно не будет превышать эту сумму. И единственный заёб — сделать хороший функциональный продукт за небольшой бюджет. Хороший, чтобы за него не было стыдно, в первую очередь перед самим собой. А к себе я наиболее придирчив и критичен. В этом случае, я отрезаю кусочки от своей, и без того небольшой доли с сайта, предпочитая вкладывать эту сумму в людей (как в своих ребят, так и в клиента).

Подводные камни

Однако, и тут есть подводные камни. Это как раз тот случай, когда клиент может уже во время работы начинать заебывать дополнительным функционалом, придираться к мелочам, выдумывать бредовые решения. В этом случае, я считаю, что нужно быть пожёстче. Не стоит орать, что слишком маленький бюджет и так далее. Лично я всегда объясняю, почему то-то и то-то не будет работать, если клиент готов это слушать.

Или пытаюсь узнать, почему клиенту хочется каких-либо изменений. Очень важно знать Причину. А уже узнав её, проще найти компромисс. Как только я узнаю, что именно хотел сделать клиент своим изменением, я предлагаю своё решение (или решения), которое, как минимум, не уродует сайт. Как правило, у меня, с моим опытом гораздо большим, чем у заказчика, получается лучше. А уж если вы не можете предложить лучшее решение, то какой вы нахрен специалист? И если клиента не устраивает моё решение, то я предлагаю и предлагаю, и предлагаю, пока не найду адекватную замену бредовому решению.

Кстати, благодаря таким предложениям зарабатывается авторитет и хорошее отношение. Ведь вы по сути, но раскритиковали клиента, а помогли ему решить проблему. Причём довольно упорно помогали, что люди всегда замечают.

P. S. Ну и ещё общий момент ко всей статье. Наличие бюджетных заказов лучше, чем отсутствие вообще каких-либо заказов. Кто поспорит?

P. P.S. будьте готовы к тому, что хорошее отношение к себе в явном виде вы не увидите. Всё останется в рамках деловых разговоров. И только через пару-тройку месяцев вам позвонит новый клиент и скажет: «Вот мне вас тут порекомендовали…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *